19 июля 2010

Как мы срезали путь из Малого Яломана (Горный Алтай) в Красноярск через Туву и монгольскую границу. Часть вторая. По Тыве.

Часть первая. Новосибирск - Кош-Агач.

Итак, мы доехали до Кош-Агач, до пограничной зоны. Чтобы ехать дальше - нужен специальный пропуск. Его нужно получить в комендатуре Кош-Агач. Приехали, когда уже начало темнеть.





Выяснили, где находится комендатура, что работает она с 9 до 18, то есть сегодня получить пропуск уже не получится, покатались по селу и устроились спать прямо возле Комендатуры. Утром возле будки, где оформляют пропуска, образовалась очередь из УАЗов. В основном, все ехали на плато Укок. Пограничники, да и все вокруг, говорили, что пути в Тыву нет, нужно ехать через перевал Бургузун, но он закрыт из-за снега.
- Не проедете вы там.
- Ну не проедем, так не проедем, посмотрим и вернемся обратно.
Такой был разговор с пограничниками :)

Вообще, из-за такой информации мы немного поникли, а посмотрев, как все рвутся на плато Укок, решили, что если не проедем в Тыву и вернемся, то поедем на плато Укок - там, говорят, красиво. Так и написали в заявлениях на пропуска (там нужно было указать подробный маршрут, куда и зачем направляемся). Но такие заявления не прокатили ;) Плато Укок - заповедная территория, и надо было то ли разрешение откуда-то еще, то ли где-то заплатить за посещение, в общем, нам такие сложности были не нужны, мы переписали заявления только "до перевала Бургузун". Дальше него - территория Тывы.

Из-за всех этих сложностей и потерянного времени мы не стали регистрироваться в МЧС, хотя сначала собирались. Но пересечь Алтай и выехать в Тыве нам надо было обязательно к вечеру, поэтому мы срочно закупили продуктов на неделю (мало ли что), хлеб нам не продали, "только по талонам". Хотя я до сих пор думаю, что это Костя, как всегда, пошутил. Но он мне упорно говорил, что хлеб только по талонам, мы даже ездили по разным магазинам, и искали сельскую администрацию, чтобы получить талоны. Вместо хлеба купили буварсаки - алтайские шарики из теста, типа наших лепешек, только шарики.

Итак, собравшись, подкачав колеса, залив полный бак топлива и еще две "канистры" по 5 литров, мы поехали покорять суровую границу Алтай - Тыва. До встречи с пограничниками путь наш был запланировал Кош-Агач - алтайское село Кокоря - горы реки горы - тувинское село Кызыл-Хая. После встречи с пограничниками маршрут изменился: Кокоря - горы реки горы - перевал Бугузун - оз. Ак-Холь - Кызыл-Хая.

У алтайцев очень своеобразное понимание "показать дорогу", когда мы спрашивали в Кокорях, как проехать до перевала Бугузун, нам махали рукой в неопределенную сторону со словами - "вон туда!". В общем-то основная дорога была одна и мы ехали по ней, часто встречались какие-то непонятные ответвления, она то раздваивалась, то растраивалась, но в целом, было понятно, что она одна. Тем более, нас вел навигатор и было не страшно заблудиться - можно по треку вернуться назад. К слову, на навителовской карте у нас была всего одна дорога, по ней мы и двигались. Через несколько км от Кокорей мы встретили женщину, которая махала рукой, мы остановились, она попросила довезти ее "до воды", обещала показать нам дорогу до перевала, мы поехали вместе еще километров 10. "До воды" дорога относительно хорошая (относительно того, что будет дальше), степная пыльная трасса, красный песок. Ехали до 60 и местами до 80 км\ч. Возле воды женщина вышла. Дорогу до перевала она нам показала, да :) Махнула рукой: "Вам туда, а мне - туда. До свидания!" :))



"Вам туда" - это через реку Бугузун, дно почти у всех тамошних рек каменистое. Как говорят, это один из трех самых опасных и плохих участков этого пути. Но, нам повезло, первый брод мы преодолели. Мы тогда еще не знали, что он самый глубокий, и думали, что все самое страшное нас ждет впереди. Воды было, по моим ощущениям, см 50-70. С Костиной стороны вода дошла до порога и немного зашла вовнутрь. С моей стороны было сухо, скрывало больше половины колеса.

После брода была развилка, сначала мы поехали налево, но потом сверились с навигатором, единственная дорога на нем уходила направо, и мы развернулись, поехали по навигатору.



Мы ехали вдоль реки Бугузун, местами по кромке обрыва. Костя уже начал опасаться, что если дальше так будет - мы развернемся и поедем назад. :)





Регулярно по пути встречались юрты и пустые зимние стоянки.



Иногда дорога проходила очень близко от юрт, тогда все люди и дети выглядывали оттуда, из одной вышел пожилой беззубый алтаец, просил выпить и звал на чай. Вообще, забегая вперед, мы заметили, что алтайцы гораздо и гораздо добрее соседей тувинцев. Не такие наглые и вообще, кажется. безобидные. По Алтаю ехать было не страшно. Этот дяденька на вопрос "Правильно ли мы едем на перевал?" ответил, что "Дальше нет дорога! Дорога нет!". Но в Навигаторе-то есть! Правда, через несколько километров она у нас заканчивалась отметкой "Аржан Бугузун", ну мы знакомое слово увидели и решили, что это и есть перевал :)

Впереди нам снова пришлось форсировать Бугузун. Но, поскольку ехали мы наверх, а все самые большие реки уже впали в нее внизу, проехали мы без проблем. А потом начали форсировать раз 5 или 6 очень вертлявую и очень красивую речушку, местами глубокую, местами разлившуюся мелкую:



Всю нашу дорогу было пасмурно и накрапывал мелкий дождик. Видимость была хорошая, но очень далеко (например, горы, вершины) видно не было. По дороге очень много сусликов - снуют туда-сюда. А однажды увидели какого-то непонятного зверя, шкура как у суслика, а размеров с собаку, и спрятался в нору. Спорили с Костей, кто бы это мог быть. Я предположила, что лиса, а он все настаивал на суслике-гиганте :) Но он очень быстро от нас сиганул, мы не успели рассмотреть.

Вот мы и доехали до точки маршрута, который показывал навигатор. И это не перевал...



Аржан Бугузун, это, оказывается, источник. Из него и вытекает эта красивая вертлявая речка. Рядом с источником стоят три пустых домика. Можно приехать туда и в них переночевать (это я уже позже прочитала:). Погрустили мы погрустили, и поехали назад. По пути встретили банду в синих костюмах. Остановились, спросили чем это таким интересным они заняты - говорят, заманили суслика под камень и пытаемся вытащить и съесть:



Дернули пару раз УАЗиком камень, а оттуда выбежал ОГРОМНЫЙ СУСЛИК-ГИГАНТ! Да такой злой и страшный! Быстро перебирал лапами как пловец в баттерфляе, орал страшным голосом, бежал куда глаза глядят и успел! "Охотники" гнались за ним с топором и обкидывали камнями (проголодались, видимо, очень), но он убежал и спрятался в норе. Я была очень рада за него, но очень испугана его зловещим видом. Он величиной с собаку, плоский... Мы потом в википедии нашли желтого суслика, похоже, это был именно он.

Вообще встреча с "охотниками" ветеринарами, как они представились (и рассказали, что живут в домиках на источнике), была самой значимой из всех встреч и разговоров с местными в нашем путешествии. Кроме нее я помню еще две значимые встречи. О них позже :)
Эти ветеринары нам сказали, что перевал Бугузун вообще не здесь (это мы и сами поняли), а еще они сказали, что мы не проедем не только через Бугузун по причине того, что он закрыт, но мы бы и дальше не проехали через озеро, потому что там есть один плохой участок 5 км, который уазики едут весь день. НО есть другая дорога!!! И по ней можно проехать даже сейчас даже на нашей машине! Перевал ДжэйТэ! Дорога по нему выходит как раз на Кызыл-Хая, как мы планировали изначально. Они показали нам дорогу! :) Ну... начало дороги :) И мы, воодушевленные тем, что нам, скорее всего, не придется возвращаться назад, поехали на новый перевал! Спросили еще раз дорогу в ближайшей юрте, нам показали. В этих местах дорогу объясняют просто - "на следующие юрте направо" :)

Мы вновь выехали на дорогу с черными табличками - они встречались регулярно еще с самой Кокори. Как нам объяснила женщина, которую мы довозили "Здесь дорогу собираются строить. для этого и таблички". Судя по состоянию табличек, дорогу собираются строить очень и очень долго :) Так что мы решили, что это будущие "километровые столбы" :)) Но вскоре они пропали.



Начался дождь, а мы увидели еще один УАЗик таблетку, подъехали поближе, Костя стал спрашивать про перевал ДжейТэ, они молчали, не понимая. Потом он спросил просто дорогу на перевал - они показали. Спросил, что делают здесь (их было человек 6, стояла палатка на берегу реки, по дну которой мы ехали некоторое время, она мелкая, но с ооочень крупными камнями на дне), на вопрос что они тут делают, они ответили с очень очень сильным акцентом: "Иксьпидиция делаимь" :) мы поблагодарили их за то, что показали дорогу, и поехали дальше. Отъехали от них - смотрим - номера у них тувинские! Радости нашей не было предела :) Это была наша вторая значимая встреча :) Раз проехали они - проедем и мы!!! Мы обрадовались еще больше и поехали. Выше и выше. Выше и выше. Пошел снег.



А мы проезжали как раз самую красивую гору - она была вся в жарках.





Под костины крики я все-таки вышла в сланцах из машины в снег, и немного сфотографировала - все, что успела, пока он ругался и срочно зазывал меня в машину, а то заболею :)



Мы поднялись на 2500 метров над уровнем моря. Кое-где снег еще не растаял:



Костя как маленький радовался снегу в конце июня :)))



Вот на такую высоту мы поднялись - 2620 метров!



На перевале часть дороги была завалена прошлогодним снегом. Костя даже сказал, что придется возвращаться назад... Расстроились... стояли перед ним, я даже походила по нему в сланцах, пока Костя не видел - провалилась глубоко - по нему мы не смогли бы проехать. Но какой же умный пойдет в гору :))) Мы его объехали :) Причем достаточно легко. И вот, мы на перевале - на границе Алтай - Тыва!!!



А дальше - долгий спуск... Снега уже все меньше и меньше, жарков тоже...

Зимние стоянки с такими курганами:



Мы долго думали, для чего они. А потом Костя решил, что таким образом что-то закладывают для хранения и для быстрого доступа и раскопки зимой. В общем-то, звучит правдоподобно.

Спустились с горы - а впереди - озера. Большое и маленькое, и, судя по карте, речка, которую надо будет снова форсировать. На фото - маленькое.



К этому времени мы уже так устали от непрекращающихся бродов, что эти озера меня расстроили... Но ничего... Чтобы доехать до них нам еще надо было преодолеть очень крутой и скользкий спуск.

Подъехали к озеру и обернулись назад.... А там тучи немного разошлись.... и мы, наконец, увидели, где едем!!!! Такая красота. Мы были шокированы ей очень :)







Такие камушки встречались на нашем пути:



Это мы едем:



И вот.... наконец-то! ПЕРВЫЙ МОСТ на нашем пути! Первый настоящий мост! :) И нам не нужно форсировать эту реку!





Дальше пошла череда маленьких перевальчиков и перевальчиков побольше :)



На каждом обязательно стоит курган. Где-то больше, где-то меньше...





Дальше мы выехали в долину реки. Там было много юрт, много баранов и вообще заметна была буйная жизнь и небольшое расстояние от цивилизации :)



Мы заметили дорогу вдоль реки, прямо по самой кромке, частично выдолбленная в горах... и поехали по ней. Она была неезженная, только со следом мотоцикла, пару раз мы выходили и очищали ее от осыпавшихся с горы камней, проехали километров 7.... И... представляете, вот так едешь ты едешь... а впереди.... дорога заканчивается... и мост через реку, рекой той самой разломанный... :( Вот обидно!!! Но делать нечего - поехали назад. Километров 10 ехали до того оазиса цивилизации. Начинался ливень - тот снег с перевала догонял нас. Мы думали, реку можно переехать вброд, но ошиблись.. Она была глубокая.. Но народ был и на нашем берегу, и на противоположном.
Кстати, ведь дороги на карте у нас не было, было только направление на Кызыл-Хая, зеленая прямая стрелка, вот по ней мы и ехали. Очень медленно расстояние уменьшалось, но уменьшалось! А тут такой облом с мостом.
Начинался дождь и все люди попрятались по юртам, к нам подошел дедушка, мы поспрашивали, он сказал, что вдоль реки дороги нет - надо на перевал, а там - большая дорога. Это была третья значимая встреча :) И мы поехали в ту сторону, куда он махнул рукой. Перевал там был очень крутой - подниматься было сложно. К тому же, ливень шел. Вот такими грязными мы туда поднялись, немного застряли еще внизу (на фото видно и "большую" дорогу) :)



По-моему, после перевала по прямой до Кызыл-Хая оставалось каких-то 19 км. И на этой "большой" дороге километры начали стремительно уменьшаться. Дорога очень красивая, мы ехали по хребту, слева и справа - мягкие склоны, впереди горы как на Google Earth :) Ехали достаточно быстро. Но... через несколько километров был спуск... к реке... и снова мы ехали по крутому берегу по самой кромке. Местами было страшно, местами каменистая дорога превращалась в кашеобразную, была опасность застрять, но мы ехали и ехали. Темнело. Но доехать до Кызыл-Хая надо было обязательно сегодня. Вот и целый мост, переехали по нему, и ехали по кромке по другому берегу реки, иногда поднимаясь в горы, иногда спускаясь, скоро мы очень поднялись, а река осталась далеко-далеко внизу, но мы все так же ехали по самой кромке. Было не страшно, так как было темно и всей опасности дороги мы не видели :) Вот Кызыл-Хая уже совсем близко. Небольшая река, переехали вброд, а потом заметили в 10 метрах мост :))) Едем дальше - стоят двое, очень страшные и беззубые тувинцы, машут рукой: "У нас мотоцикля слямалясь, довези до деревни! мотоцикля слямалясь!" Не помню, что Костя им говорил, но удалось отмазаться, брать их не стали - страшно. Итак, после этого нам было опасно останавливаться в Кызыл-Хая, нужно было ехать до Мугур-Аксы, а это примерно в 100 км от Кызыл-Хая.... Километры уменьшались, дорога превратилась в просто разбросанные по полю камни, очень медленно мы проезжали их... и, наконец, цивилизация! Свет! Люди :) Начали искать участкового, чтобы подсказал, где можно переночевать, но набрели на Администрацию. Там дежурила женщина, она предложила нам поселиться в сельхозовской гостинице, доехали туда с ее мужем, а гостиница на ремонте. Он предложил пойти к нему - но Костя очень не доверял им, особенно, после встречи со "сломанным мотоциклом", спросил про собак - собаки были, Костя сказал, что очень боится собак и поэтому будет лучше, если мы поедем в Мугур-Аксы. Нам показали дорогу: "Дорога хорошая!". На вопрос "Сколько до Мугур-Аксы?" все отвечали - "2 часа", сколько в километрах никто не знал :)
Времени было уже около 12 ночи и глухая темнотища. Мы ехали по "хорошей дороге", которую надо было назвать "стиральная доска", и искали место переночевать. Чтобы недалеко от дороги, но безопасно, чтобы с дороги нас не было сильно видно. Одно нашли. Но там был курган, и Костя не захотел "ночевать на кладбище", спать очень хотелось, и мы поехали дальше. И снова тувинец, размахивающий рукой на дороге. Рядом на обочине - КАМАЗ. "Одного человека до Чадана довезите!" К слову, до Чадана 200 км или больше. Сказали, что не едем до Чадана, едем до Мугур-Аксы. В общем, со скрипом согласились подвезти. Потом пожалели. Но совесть не позволяла оставить их вот так на дороге со сломанным КАМАЗом... блин... До Мугур-Аксы было еще долго, дорога плохая, этот тувинец был пьяный и от него воняло перегарищем. Этот отрезок пути, пока его везли, был самым неприятным. Он спал сзади, а мы хотели остановиться где-нибудь по дороге и уснуть, но пришлось его везти. Где-то к 3 или 4 часам утра мы приехали в Мугур-Аксы, так этот чувак вместо того, чтобы выйти на въезде и дойти до своего автовокзала, еще диктовал нам - налево, тут направо, тут прямо, исколесили всю деревню. Костя чуть не лопнул от злости. Высадили его и быстро помчались искать место для сна. Нашли хорошее. Возле речки. Уснули. А на утро проснулись уже добренькими, договорились больше никого не брать и поехали в Чадан.
На вьезде в Мугур-Аксы установлен памятник сусликам. Большому и маленькому :)



Продолжение следует....

2 комментария:

  1. это экстримальное путешествие, не думал что можно проехать из Алтая в Туву на обычной машине (и без оружия)...

    ОтветитьУдалить
  2. Суслик-гигант это сурок-тарбаган.
    Шарились тоже в тех местах в 2010 году.

    ОтветитьУдалить