20 июля 2010

Организационные советы и выводы по маршруту Кокоря (Горный Алтай) - пер. ДжэйТэ - Кызыл-Хая (Тыва)

Первое и самое главное - автомобиль должен быть готов к такому путешествию и полностью исправен. Нагрузка по дороге очень высокая, очень много перевалов и бродов. Если что-то "дышит наладом" - лучше наладить. Отремонтировать по пути будет негде. Мобильный шиномонтаж не вызвать ;) трактор - тоже. Да, по дороге стоят юрты, и возле каждой обязательно как минимум одна машина, в основном УАЗик, или УАЗик и ГАЗ-66. Но идти до ближайшей 10-20, а иногда и 30 км, как получится - не очень приятно.

Итак, обязательно должна быть запаска, а лучше - две.
Хороший домкрат, а лучше хайджек. Если застрянешь - можно быстро поднять машину и накидать под колеса камней, они есть почти везде.
Обязательно с собой нужна лопата и топор.
Автомобильный насос или компрессор.
Хорошая резина, на лысой можно не подняться в перевал в дождь, например.
В Кош-Агаче нужно заправить полный бак и еще взять с собой топлива, на всякий случай. Если не отходить от курса - топлива хватит, заправка будет в Мугур-Аксы. Сложный участок дороги не более 100 км, но мы ехали его, не останавливаясь даже на отдых, 15 часов! При этом сожгли почти полный бак топлива с обычным расходом 10-12 л на 100 км (полный бак 80 литров ДТ).

Обязательно нужны подробные карты и навигатор.

Едой лучше запастись дня на 3-4. Если воду можно набрать из любой речки, кушать там абсолютно нечего. Только если барана попросить у местных кочевников.

Если хотите задобрить алтайцев и тувинцев, можно взять с собой алкоголя. Но лучше дать и сразу уехать - мало ли что с ним будет после стопки. Просили абсолютно все, кого встречали и спрашивали дорогу, но у нас не было ничего алкогольного, даже пива. Не верили и обижались.

В Кош-Агаче нужно обязательно выписать пограничный пропуск в комендатуре и желательноо зарегистрироваться в МЧС, в МЧС мы не регистрировались, как это делается, я не знаю. Для оформления пропуска в комендатуре выдается бланк заявления на пропуск (маршрут, цель, кто едет, на чем, телефоны, где работаете, где живете). Нужно заранее составить подробный маршрут и описать его в заявлении. Обязательно взять с собой ПАСПОРТА всех, кто едет.

В Кош-Агаче дают пропуск только по Алтайскому краю до границы с Тывой. Хотя, например, в Тыве, в отличие от Алтая, дорога идет прямо по границе с Монголией, и там совсем нет пограничников. Думаю, туда тоже нужен пропуск, но где его взять, не знаю.

Пропуска у нас проверили только на выезде из Кош-Агача, причем, в прошлом году мы проезжали спокойно до Ташанты (это пограничная с Монголией деревня, дальше Кош-Агача) и у нас ничего не спросили, никто не останавливал. Видимо, как повезет. По дороге в горах видели несколько разрушенных пограничных пунктов, там было глухо совсем, нога пограничника давно не ступала.

Тувинцы очень озлобленный народ, это заметно сразу же по их лицу и глазам. Русских они очень не любят. Но вдоль дорог стоят часто и просят подвезти. Лучше не останавливаться совсем, особенно, если их больше одного. Может быть, один - это не опасно, а вот когда несколько просятся в машину - мне, например, было страшно. Я заметила, что сами тувинцы таким "подорожникам" не останавливаются.

И еще... лучше ехать на двух машинах. Четыре колеса - хорошо, а восемь - лучше :)))

3 комментария:

  1. напишите пожалуйста, куда поехали после мунгур-аксы и если можно, так же подробно. очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. Подробно уже не получится, много времени прошло :) Эмоции уже улеглись) Да и дорога там одна, но, главное, она есть!))) Хоть ехать по ней местами нереально... но есть дороги-"дублеры" вдоль основной, по полям... Оттуда мы поехали через Ак-Довурак до Кызыла, а дальше уже через Ергаки и Хакасию домой в Красноярск.

    ОтветитьУдалить
  3. дима. красноярск4 января 2013 г. в 23:28

    спасибо. куда еще нибудь собираетесь?

    ОтветитьУдалить